Вы используете устаревший браузер Установите более современный ¯\_(ツ)_/¯
поделиться
Тренды в цифре
27.01.2023

Как развиваются VR-технологии в российском образовании

Softline

К 2026 году Китай планирует поставить на мировой рынок 25 млн VR-устройств на $48 млрд – такое намерение озвучило правительство страны в конце 2022 года, при этом, США и Южная Корея определили эту отрасль как важную. Почему именно сегодня российским компаниям необходимо перехватить инициативу по разработке собственного образовательного контента для VR-устройств, редакции SLD рассказал Виталий Степанов, директор по развитию направления AR/VR в Softline Digital. 

С точки зрения образования, VR – это инструмент донесения информации, который позволяет трансформировать знания в навыки, то есть, это неограниченный ресурс для создания тренажеров. В этой статье рассмотрим, почему будущих отраслевых специалистов нужно обучать работе с VR или другими высокотехнологичными продуктами и как Минобрнауки России решает эту проблему сегодня. 

Дополнительная ИТ-квалификация - необходимый инструмент в любой отрасли

Уже сегодня все отрасли мировой экономики неотрывно связаны с ИТ-технологиями, а в наукоемких отраслях, таких как медицина, ядерная физика или природопользование, все исследования основаны на применении компьютерного моделирования. 

Чтобы осуществлять самостоятельные научные проекты, университетам нужны специалисты, работающие на стыке отраслевых и цифровых знаний. Осознавая глубокую потребность в формировании такого кадрового потенциала, Минцифры совместно с Минобрнауки создали проект «Цифровые кафедры». Проект реализуется на базе 115 университетов, которые являются участниками программы «Приоритет-2030». Создание цифровых кафедр укрепит связь вузов с индустрией и поможет студентам получить дополнительную квалификацию, принять участие в реальных проектах, реализуемых ведущими компаниями из различных отраслей.

Минцифра обратилось к Softline как к консультанту в проекте по созданию цифровых кафедр, чтобы получить помощь в подготовке обучающего контента, а также создать прогноз о том, какой вклад внесут цифровые кафедры в дальнейшую цифровую трансформацию вузов. 

Основной вопрос, возникший в ходе работы над проектом – чему учить? Преподавать медикам мобильную разработку смысла не имеет, а вот работать в крупных информационных системах они должны уметь. При обсуждении проекта «Цифровые кафедры» чаще всего упоминаются такие специализации, как BI-аналитика, управление бизнес-процессами, анализ больших данных, машинное обучение. Отраслевику же нужны навыки системного инженера, такие как управление VR-устройствами и контентом, визуализация инженерных объектов. 

«Цифровые кафедры должны выпускать не айтишников, а отраслевых специалистов, которые понимают ограничения и возможности, ценность ИТ-технологий», - Сергей Терлецкий, руководитель направления по работе с системой образования Softline.

Производственная практика с применением VR

Softline давно принимает активное участие в оснащении учебных классов новейшими технологическими продуктами, такими, например, как VR-шлемы. Накопленный опыт позволяет сделать вывод о том, что производству нужны разработчики узкоспециализированного, отраслевого контента для VR, и цифровые кафедры могут удовлетворить эту потребность. Сегодня менеджменту вузов, отвечающему за проект организации цифровых кафедр, важно обратить пристальное внимание не только на языки программирования, не только на работу с Big Data, но и на прикладные инструменты.

Кейс: Softline, политехнический колледж, предприятие по производству химических реагентов 

Студенты колледжа – потенциальные сотрудники предприятия. Завод по производству химических реагентов для промышленных целей инвестирует в образовательный проект при условии, что лучшие выпускники колледжа будут работать на предприятии.

Проблема в том, что часть новых сотрудников имеет недостаточно навыков для того, чтобы входить в должность. VR-технология, внедренная в учебный план, призвана помочь в решении этой проблемы. Softline в данном проекте выступает как технологический эксперт, ответственный за подготовку технического задания. Рабочая группа мастеров завода, которая вводит специалистов в должность, предоставляет специалистам Softline данные о том, каких компетенций не хватает молодым сотрудникам. 

Следующий шаг – встречи с выпускниками колледжа, которые работают уже год-два: они могут рассказать о том, с какими сложностями сталкивались в первые полгода работы на предприятии. К примеру, в колледже студентам не объяснили, что существует несколько видов рукавиц, которые применяют в различных рабочих процессах («да, мы знаем химию, но из-за отсутствия знаний по технике безопасности нас не допускают на важные производственные объекты»). В ходе третьего этапа Softline доносит всю аккумулированную информацию преподавателям колледжа, и объясняет, чего не хватает студентам и чего не хватает специалистам, и как они могут внедрить VR-технологию в учебный процесс, чтобы им помочь. 

Совместный взгляд на общую проблему ИТ-специалистов по VR, педагогов и стейкхолдеров проекта, мастеров, помогают выработать решение – как сократить срок онбординга и разработать тренажеры. Такой подход необходим для успешного развития цифровых кафедр. Учебные заведения должны освоить процесс передачи студентам знаний о том, как создается сам образ продукта.

Производственная практика с применением VR

ИТ-модернизация таких сфер, как здравоохранение и образование зависит, в том числе, от цифровой зрелости самих организаций, от наличия технически подготовленных кадров для постановки задач и управления ими. Чтобы создать удобный и информативный сайт для поликлиники, в штате учреждения должны быть специалисты, которые смогут составить продуманное ТЗ для команды разработки, то же касается и обучающих тренажеров, разработанных на VR-оборудовании. 

«В декабре я проводил мастер-класс на Varwin для смоленских школьников: прямо в учебном классе с помощью программы они самостоятельно разработали свои первые уроки по физике, после чего я рассказал им, как в целом создаются VR-продукты. Дети же объяснили, чего не хватает, с их точки зрения, для эффективного использования в учебе VR-шлемов, которыми оборудован их класс. Оказалось, что проблемы возникают не только при внедрении технически сложного оборудования, но и при его дальнейшей эксплуатации и обслуживании», - Виталий Степанов, директор по развитию направления AR/VR в Softline Digital. 

Первый шаг на пути к внедрению в образование современных ИТ-технологий – это обучение и просвещение преподавательского состава, и у Softline для этого есть все необходимые ресурсы. Партнерские соглашения с поставщиками позволяют Softline предоставлять учебным заведениям технологии для бесплатной апробации. По окончанию периода апробации мы собираем обратную связь с помощью опросов – педагоги и студенты делятся своим мнением об использовании VR. Собранные данные отражают реальные потребности образовательной сферы и крайне важны для популяризации VR-технологии. 

Более того, специалисты Softline могут спроектировать и оборудовать цифровую лабораторию, ориентированную на решение задач каждого конкретного учебного заведения, настроить оборудование и обучить студентов самостоятельно разрабатывать контент на лучших решениях от российских разработчиков В дальнейшем готовые кейсы таких цифровых лабораторий можно предлагать на рынке образовательных услуг, и тут Softline поможет создать зрелый продукт, продвинуть его для заинтересованной бизнес-аудитории. Работы студентов-старшекурсников, безусловно, будут интересны потенциальным инвесторам из числа клиентов Softline. 

Лабораторные работы в XXI веке

Сегодня высшие учебные заведения ждут от Softline, как от ИТ-интегратора, в первую очередь, партнерского взаимодействия, которое не ограничивалось бы поставками ПО и оборудования. На всех этапах использования виртуальной реальности – начиная от сбора данных, их обработки и анализа, и, заканчивая созданием образовательного контента для VR, – Softline обладает необходимой компетенцией. 

Так, собственный продукт разработки Softline Digital Ailine - платформа, позволяющая создавать цифровые двойники, прогнозные и рекомендательные модели без переподготовки персонала – будет полезна для будущих специалистов в таких отраслях, как металлургия, нефтехимия и агропромышленный комплекс.

Лабораторные работы в XXI веке

Технология создания цифровых двойников позволяет решить актуальную проблему, с которой сталкиваются вузы при проведении лабораторных работ – это дорогое и редкое оборудование, к которому выстраивается очередь из студентов. Воссоздание цифрового двойника позволит проводить эксперименты в виртуальной реальности, что сократит время проведения лабораторной работы в аудитории (студенты будут тратить время не на изучение функционала прибора, а на сам эксперимент) и ее проверку преподавателем. Кроме того, вузам не придется тратить значимые средства на покупку производственного оборудования, которое вне учебного процесса вынуждено простаивать. 

Для выполнения полномасштабных проектов по построению цифровых лабораторий Softline привлекает только самых перспективных и надежных партнеров (поставщиков оборудования и программного обеспечения) – каждый из наших поставщиков проходит через тщательный отбор. Для обучения преподавательского состава Softline предоставляет собственные ресурсы, такие как Академия АйТи и Учебный центр. Таким образом, на всем жизненном цикле проектов по внедрению и развитию цифровых кафедр Softline может предложить свое стратегическое видение и свои услуги любым образовательным учреждениям. 

Мировой рынок VR-образования сегодня не сформирован в достаточной мере, очевидные лидеры (не только на уровне брендов, но и на уровне стран) не выявлены до сих пор.

Виталий Степанов: «Именно сейчас для российских VR-разработчиков существует реальная возможность занять лидирующую позицию в мире – у нас достаточно и собственных инструментов, и экспертов. VR – это технология завтрашнего дня, поэтому важно именно сейчас заложить фундамент для того, чтобы будущие школьники потребляли качественный, произведенный в России образовательный контент». 

Получайте новые статьи моментально в Telegram по ссылке: https://t.me/sldonline_bot

рекомендуем
Как сократить время загрузки веб-сайта на 30% и увеличить лояльность пользователей

Как сократить время загрузки веб-сайта на 30% и увеличить лояльность пользователей

Системы позиционирования сотрудников на опасных предприятиях

Системы позиционирования сотрудников на опасных предприятиях

Как написать диплом или курсовую с помощью нейросети

Как написать диплом или курсовую с помощью нейросети

Искусственный интеллект vs экология

Искусственный интеллект vs экология

Мы используем cookie-файлы Cookie

Продолжая использовать данный веб-сайт, вы соглашаетесь с тем, что группа компаний Softline может использовать файлы «cookie» в целях хранения ваших учетных данных, параметров и предпочтений, оптимизации работы веб-сайта.