Вы используете устаревший браузер Установите более современный ¯\_(ツ)_/¯
поделиться
Развиваем бизнес
28.11.2023

Разработка бизнесом собственного ПО ― чего ждать

Softline

Уже не один год многие компании из разных отраслей, чей основной продукт напрямую не связан с ИТ, создают собственные отделы разработки и производят свое ПО для достижения большей независимости и максимального соответствия программы индивидуальным потребностям бизнеса. 

В последние два года это явление значительно набрало обороты, поэтому мы решили разобраться: насколько масштабна эта тенденция и к чему может привести рынок ИТ. С этим поможет Василий Гурьев, директор «Инферит ИТМен», российской платформы для управления ИТ-инфраструктурой. 

Вернемся к истокам 

Разработка бизнесом собственного ПО началась еще на заре ИТ-отрасли в России, когда на рынке появились квалифицированные программисты и архитекторы систем. Это было связано с тем, что для компаний такой подход обходился дешевле. Раньше работа ИТ-специалистов оплачивалась значительно ниже, чем сейчас. А цены на импортное ПО были слишком высокими для российского бизнеса. 

Но дело было не только в стоимости и желании сэкономить ― собственное ПО учитывало все нюансы в компании, в то время как готовые решения на рынке зачастую не вписывались в логику бизнес-процессов, поскольку внешние разработчики не понимали специфику отрасли и конкретные задачи, стоящие перед ней. Для соответствия этим особенностям продукт приходится дорабатывать силами поставщика, однако не каждый вендор согласится это делать даже за дополнительную плату.

Также в случае с самостоятельной разработкой бизнес получал кастомизированное нишевое решение и возможность контролировать качество производимого ПО. А при возникновении проблем не нужно было ожидать долгого ответа от зарубежной техподдержки софта ― задачи быстро решали внутренние ИТ-специалисты. 

Также собственная разработка помогает решить проблему так называемого «вендор лока», когда из-за отсутствия альтернатив важная часть бизнес-процессов зависит от одного поставщика. Бизнес вынужден платить столько, сколько хочет вендор, а при его уходе по какой-либо причине оказывается в затруднительном положении.

При таком раскладе, осознавая уровень собственной экспертизы, многие компании сочли разработку своего ПО оптимальным решением. Однако было бы неверным говорить, что это был идеальный процесс ― на практике им пришлось столкнуться и с минусами такого подхода.

- Со временем они приходили к пониманию, что такое производство своего ПО и что это ничем не отличается условно от разведки газа, продаж и всего остального, – объясняет Василий Гурьев. - Этим тоже надо профессионально заниматься и поддерживать. В особенности, если выбирали путь внутренней разработки, а не аутсорс. Нужно внедряться в менеджмент разработки, нанимать людей с нужной квалификацией и выстраивать правильные процессы. То есть делать то, что они не делали никогда. К примеру, компания занималась обжигом кирпича и решила пилить софт для управления какими-нибудь доменными печами. Если она хочет на выходе получить качественный продукт, она должна разбираться и в технологии производства кирпича, и в технологии производства программного обеспечения.

Кроме того, встает вопрос конкуренции с рыночными решениями. Почему у нас раньше не производились машины мирового уровня? Потому что не было рынка, чтобы их продавать и заработать достаточно денег, чтобы окупить это производство. Многие хотели вывести на рынок то, что они сделали, но удачных примеров почти нет. Например, Яндекс вывел собственный продукт для ведения внутренней документации, но он оказался никому не нужен, потому что был создан исключительно под нужды самого Яндекса. Из исключений можно упомянуть разве что Zabbix, который выбрал правильное время, когда альтернативы совсем не существовало. Если компания включается в разработку своего ПО, она берет полностью расходы на себя, и если ее выручка от его использования не превосходит эти расходы, то она получает только отрицательный экономический эффект.

Так компании неизбежно оказывались перед вопросом количества ресурсов и уровня разработчиков. Если их не было, приходилось переходить на покупку рыночного ПО вне зависимости от его цены. 

В итоге тенденция нашла баланс естественным образом и примерно в таком виде ограниченной практики просуществовала до наших дней. Однако резкое снижение количества качественного ПО на рынке в связи с уходом зарубежных вендоров подстегнуло новую волну.

Ситуация после 2022 и до сих пор

Большинство российских компаний долгое время выбирали иностранные решения, поэтому рынок российского ПО отставал от уровня импортного за редкими исключениями. Хуже всего дела обстояли в нише узкоспециализированных отраслевых продуктов. 

Разработка собственного ПО изначально стала ответом на неудовлетворенность бизнеса рыночными решениями. Теперь, когда возможности рынка соответствовать всем требованиям ощутимо сократились, это вопрос встал особенно остро. Дополнительным катализатором процесса послужил и законодательный курс на импортозамещение, существенно ограничивающий выбор продуктов и время на решение проблемы в госсекторе. И пусть пока этот закон не касается коммерческих компаний, само существование тенденции заставляет их задуматься о достижении максимально возможной независимости. 

Иными словами, компании существуют в ситуации двусторонних ограничений ― с одной стороны, закон об импортозамещении может в любой момент коснуться и частного сектора. С другой стороны ― привычный западный вендор может покинуть российский рынок. Потому компании и принимают решение вернуться к разработке собственного ПО. 

На сегодняшний день примеры этому можно найти везде. В ритейле это Детский мир, разрабатывающий собственную e-commerce-платформу, Утконос Онлайн, создавший платформу WMS, Спортмастер, заменивший все базовые решения, или М.Видео-Эльдорадо, создавшая сайт, мобильное приложение, SaaS-решение и систему расчета персональной цены на основе искусственного интеллекта.

Ростелеком разработал централизованную систему для вывода новых продуктов на рынок «Единый продуктовый каталог» и единую систему паспортизации, анализа и мониторинга эксплуатации объектов недвижимости «Ростелеком. СКИТ. СП»

У корпораций уровня Сбербанка есть ресурсы содержать большой штат собственной разработки ― они могут создавать свое ПО или покупать готовые решения с рынка и дорабатывать под свои процессы. По заявлениям некоторых экспертов уже в этом году доля программного обеспечения собственной внутренней или заказной разработки в ландшафте крупных банков составляет не менее 70%.

Среди промышленных компаний над созданием своего ПО работают в том числе производитель оборудования для реабилитации Круст и разработчик электрооборудования EKF. Холдинг «Росэлектроника» выпустил платформу для управления производственными процессами «Цифровое производство», а Сибур в прошлом году представил комплекс промышленного интернета вещей для сбора данных с оборудования (IIoT) и программно-аппаратный комплекс «Удалённый эксперт AR». 

Также представители Сибура заявляли о совместной работе над импортозамещающими решениями в рамках Индустриальных центров компетенций. Подобные отраслевые объединения для создания универсальных продуктов, способных решать проблемы не только одной компании, тоже становятся все более распространенной практикой. К примеру, на одной из конференций в середине 2022 года было принято решение о создании Единого центра разработки российского ПО для горно-металлургических компаний. 

Почти у всех крупных игроков в различных отраслях уже есть свои внутренние ИТ-компании для создания собственного ПО. 

Тенденция к переходу на собственное ПО выросла в разы, - рассказывает Василий. - По сравнению с тем, что было раньше, изменения кардинальные, поскольку уход зарубежных вендоров основательно сломал рынок. И уход этот был не постепенный из-за каких-нибудь экономических причин или невостребованности. Нет. Поставщик просто сказал: «я все», встал и вышел. А компании остались одни вместе с задачами, которые автоматизировались на его программном обеспечении. Несмотря на все гарантии. Это как раз яркий пример негативных последствий «вендор лока», и больше так рисковать компании не хотят.

Актуальна эта тенденция сейчас для всех отраслей и для всех компаний независимо от их размера. Определяющих факторов здесь два: насколько сильно компания хочет быть независимой и достаточно ли ей ресурсов, чтобы профессионально создавать свой софт. Для ритейла или нефтегаза это имеет особое значение, и ресурсы у них имеются, поэтому они 100% будут разрабатывать. Маленькие компании или отрасли, где исторически меньше денег, тоже могут этим заниматься, но в меньших масштабах. Допустим образовательные учреждения скорее всего будут делать это силами своих сотрудников и студентов, и разработать смогут разве что электронный дневник или систему оповещения, в то время как ритейл может позволить себе сделать ERP решение.

Какое ПО создают компании

Еще один важный вопрос для полноты картины – какие именно продукты будут производиться. С одной стороны, уже сейчас можно найти примеры создания решений любого класса и функционала. Есть даже попытки разработать свои операционные системы ― например, заявления о разработке своей ОС делало Раменское приборостроительное конструкторское бюро еще в 2016 году. 

С другой стороны, есть объективные факторы, определяющие соотношение затрат и целесообразности таких проектов. Исходя из них можно предположить, что в первую очередь компании будут делать процессно-зависимые продукты. То есть то, от чего непосредственно зависят критические бизнес-процессы, и то, в чем компании наиболее не хотят зависеть от вендоров. Это могут быть ERP-системы, CRM-платформы, даже облачные решения. Во вторую очередь, это будет узкоспециализированное ПО, где собственная экспертиза имеет наибольший вес, и то, где рынок практически не может предоставить даже простейших аналогов. 

В последнюю же очередь бизнес будет браться за производство системного софта. Такие решения одинаковы для всех, и собственная отраслевая экспертиза вместе с полным соответствием нуждам конкретной компании в этих продуктах принесет минимальную выгоду. При этом внешние разработчики, уже выпускающие качественные системные решения, смогут продать больше экземпляров и с меньшими усилиями эффективнее их улучшать. Сроки, необходимые на создание с нуля, также будут преимуществом для рыночных решений. В условиях такой конкуренции реализовать собственную разработку за пределами одной компании будет почти невозможно, поэтому с экономической точки зрения приобретение системного ПО с рынка останется более выгодным.   

То есть: бизнес-прикладное ПО для конкретных процессов и узкоспециализированный софт компании будут делать самостоятельно, так как это дает максимальную независимость и кастомизацию решений под процессы. А вот системный софт, который не завязан на нюансах бизнеса, создавать самостоятельно имеет меньше смысла ― экономического и операционного. 

Системное ПО компаниям дешевле и проще выбрать из готовых решений на рынке. 

Разберем на конкретном примере. У компаний есть задача управлять своей ИТ-инфраструктурой ― что бы ни происходило на рынке, это не изменится. Следить за устройствами, вовремя закупать, выдавать технику сотрудникам, устранять проблемы пользователей в работе, устранять ошибки и предотвращать сбои ― все это ежедневная рутина крупных компаний, и чем больше ее инфраструктура, тем сложнее процессы по ее управлению. Для того, чтобы управлять своим ИТ-парком качественно и эффективно, бизнесу необходим софт. Можно выбрать из готовых ПО на рынке или создавать самостоятельно. 

На рынке уже есть полностью российское решение для этой задачи ― например, «Инферит ИТМен», более 10 лет специализирующийся на сборе, инвентаризации и поставке данных. Это технологичный и мощный инструмент, в котором есть конвергентная архитектура для сбора данных по устройствам даже в условиях гео-распределенной инфраструктуры и закрытых периметров. Система легко масштабируется и собирает данные со 100 000 устройств за пару секунд без потери качества. Информация собирается из разных источников, нормализуется и приводится к единому знаменателю. При этом большинство аналогов не может позволить обработку такого объема. Им приходится либо тратить больше времени, либо обрабатывать информацию частями, чтобы не спровоцировать DDoS-атаку.  

Это продуманный современный продукт, который создавали с учетом нужд и задач российского бизнеса. Чтобы добиться подобного функционала с нуля, компаниям придется потратить много времени и ресурсов. При этом все усилия в итоге станут «изобретением велосипеда», поскольку им буквально придется создавать то, что уже существует и хорошо работает. Смысл разработки собственной системы под личные нужды тоже нивелируется, так как задачи по инвентаризации похожи в разных отраслях и пилить собственный софт под типовые задачи слишком дорого и довольно бессмысленно. 

Простой и экономически обоснованный путь ― купить качественное ПО для управления ИТ-инфраструктурой, которое может решать все задачи в этом процессе. 

Учитывая историю развития тенденции в России со всеми плюсами и минусами собственной разработки, учитывая новые вызовы, вставшие перед бизнесом, и учитывая то, что мы уже сейчас видим на разных конференциях и на практике, я могу утверждать, что в ближайшее время 60% всего софта будет создаваться компаниями самостоятельно. Остальные 40% будут покупаться с рынка, и в первую очередь это будет системный софт. Такое соотношение будет актуально и в 2024, и в 2025, и на годы вперед, - заключает Василий Гурьев. 

рекомендуем
Как сократить время загрузки веб-сайта на 30% и увеличить лояльность пользователей

Как сократить время загрузки веб-сайта на 30% и увеличить лояльность пользователей

Как написать диплом или курсовую с помощью нейросети

Как написать диплом или курсовую с помощью нейросети

Искусственный интеллект vs экология

Искусственный интеллект vs экология

Почему отрасли ИБ нужны DevSecOps-инженеры

Почему отрасли ИБ нужны DevSecOps-инженеры

Мы используем cookie-файлы Cookie

Продолжая использовать данный веб-сайт, вы соглашаетесь с тем, что группа компаний Softline может использовать файлы «cookie» в целях хранения ваших учетных данных, параметров и предпочтений, оптимизации работы веб-сайта.